Многообразие сфер и форм жизни в заповеднике “Аскания-Нова” диктуют и маршруты для экскурсантов, которые сьежаются сюда со всего мира, что бы увидеть эти редкости и и красоты. Большая часть маршрутов – пешеходные, но есть еще и автомобильный и гужевой – в роскошном конном экипаже.
Пешком идут экскурсанты по зоологическому парку и дендрологическому, самостоятельно или или в сопровождении экскурсовода, вводящего их в мир истории края, самой Аскании, жизни диких животных и растений как у себя на родине, так и в условиях заповедника. Продолжительность этого увлекательного путешествия – 2,5 – 3 часа.


Начинается маршрут как правило в орнитосекции. Уже на первой поляне, покрытой сплошным ковром экзотических цветов, туристов встречает красавец-павлин, распускающий свое раскошное надхвостье перед своими самочками (или на любой сильный стимул). Перед нами проходят картины интимной жизни журавлей, лебедей, казарок, уток. В вольерах ухаживают за самочками разноцветные попугаи и фазаны, а темно-желтые огари опекают своих пушистых птенцов.
Аскания-Нова уникальный островок природы на земле древней Таврии. Вокруг куда не кинь взор,- степь да степь. Стоит сойти снегу как пробужденная земля покрывается нежно-изумрудным ковром разнотравья. Загораются разными красками полевые цветы, а при входе в зоопарк можно увидеть во всей красе цветение тюльпанов.

А во второй половине мая месяца степь становится одним огромным ковром из редких и заповедных растений.

С приходом знойного лета краски начинают медленно блекнуть. Серебро шелковистых метелок ковыля, темная зелень типчика и полыни. Стоит тишина, в которой прослушивается лишь звон кузнечиков да клекот степных орлов.
Впереди можно увидеть широкое озеро. Дорога теряется нем, в его темно-голубой воде. Кажется впереди долгожданная прохлада. Вдруг озеро уходит дальше и дальше. Неуловимый момент- видение и исчезает, словом смытое порывом жаркого лета. Это мираж! Игра степной стихии, нагретого воздуха
Жизнь замечательного заповедника “Аскания-Нова” не замирает никогда, она, естественно, продолжается и в период экскурсионной паузы (с декабря по март). Флора пребывает в ожидании весенних дней, а вся заповедная фауна спокойно преодолевает осенние и зимние сезоны непогоды и суровые порой морозы, усиленные степными ледяными ветрами.

Гостями незамерзающего паркового озера заповедника становятся сотни и тысячи птиц, привлекаемых открытой водой и гостевой провиантской поддержкой. Говорят, что именно в заповеднике находит убежище и надежное пристанище малочисленное пернатое население краснокнижных дроф чуть ли не со всего юга Украины, а лебединое парковое озеро просто превращается в разноцветный плавающий птичий ковер – здесь кормят всех.

Эта зима оказалась трудным испытанием оставшимся на зимовье лебедям и другим водоплавающим птицам. Предполагаем, что многие видели или читали по телевидению и в газетах, как на всех водоемах страны добровольцы помогали им выжить: раскалывали подмерзающие полыньи, приносили и привозили зерно, охраняли от браконьеров, которых никакая мораль не останавливает. И всем же понятно – выжившие птицы воздадут человеку, украшая собой мир и участвуя в сложных экологических цепочках жизни.
Жаль, что не все могут увидеть и птичий зимний базар, и как группируются находящиеся на полусвободном содержании парнокопытные, лошади Пржевальского и зебры возле тракторов с прицепами, подвозящими им сено. И как ежедневно обновляются в водоемах заледеневшие проруби для водопоя животных, как они спасаются от пронизывающего морозного степного ветра за специально поставленными временными укрытиями.
В списке рукотворных чудес Украины заповедник “Аскания-Нова” занимает свое достойное место, и это признают в мировом масштабе: в 1984 году решением Бюро международной организации ЮНЕСКО он внесен в список эталонных территорий планеты и биосферных резерватов, занимающих в настоящее время площадь в 33 000 гектаров – степь (ядро), буферная зона и зона типового землепользования.
Можно сказать, что “Аскания-Нова” по своей мировой значимости и уникальности – это достояние планеты всей, во-первых, как старейший степной биосферный заповедник; во-вторых, как самый масштабный степной заповедник в Европе. На степных просторах заповедника при биологическом разнообразии экосистем произрастает более 500 видов высших растений и более 3000 видов животных.

Пропавшие за последние два столетия на других территориях Евразии такие растения, как ковыль украинский Лессинга, волосистый; тюльпан Шренка, тюльпан скифский, лук Регеля, звездоплодник частуховидный, белльовалия сармат, василек Талиева здесь произрастают как обычные, хотя по сути превратились в эндемики.
Так уж сложилось исторически, что степи Северного Причерноморья только в конце 18 века (с освобождением от власти Турции и Крымского ханства – 1783) и, благодаря государственной инициативе русского царя Николая I, чье правительство приняло решительные меры по ускорению хозяйственного освоения степных просторов Таврического края, стали активно осваиваться русскими помещиками и по особым государевым указам – иностранными.
В 1823 году по такому указу владельцем 48000 десятин земли черноморского побережья становится немецкий герцог Фердинанд Ангальт Кетенский. Это он построил недалеко от селения Чапли поселок для переселенцев из Восточной Германии и ностальгически назвал его “Новая Аскания” в честь своего прусского родового имения “Аскания”.
И через 28 лет малоуспешной деятельности герцог Фердинанд Кетенский продает “Асканию-Нова” перспективному овцеводу Фридриху Фейну. Последний породнился, отдав свою дочь замуж, с опытным животноводом Иоганном Фальцем. Родство подкрепили и соединением фамилий – зять стал Фальцем-Фейном и обладателем около 200000 десятин земли и не менее десяти населенных пунктов, а также многотысячных отар тонкорунных овец. Со временем это стало богатейшим торгово-животноводческим предприятием. В современных Харлах был настоящий морской порт, через который велась оживленная международная торговля.
Вотчина Фальц-Фейнов процветала, но самым главным для нас результатом этой деятельности, за что им и особенно Фридриху Фальц-Фейну заслуженная светлая память и благодарность потомков, это создание в Аскании-Нова парка с экзотическими животными, большого дендрологического парка и заповедание обширного по площади охраняемого участка целинной степи. Но он оказался испорчен пересечением трехкилометровой полосы старой части Чумацкого шляха и других дорог и не смог стать первозданной для заповедания территорией причерноморской степи.
По этой причине в 1898 году выбрали место поближе к экономии и назвали его “Старым”. Именно этот участок и стал первым на территории Украины уникальным заповедным комплексом, заслуженно стяжавшим в ходе своего развития и процветания мировую славу.
Орнитопарк – это часть зоопарка с большими прудами, протоками, островками. Настоящий оазис в степи. В орнитопарке насчитывается более 60 видов птиц: водоплавающих, гнездящихся и перелетных.
Хорошо чувствуют себя здесь гуси, утки, огари, каролинки, лебеди, павлины. Они живут на воле и сооружают гнезда где им захочется, используют корма, которые дает им природа. Однако это не совсем дикие птицы. Их подкармливает человек. Он же охраняет птиц от хищников, вырубает во льду проруби для гусей и уток, устраивает защиту от холодного ветра для фазанов.
Не вдалеке на мелководье расхаживают элегантные фламинго. Они держатся друг около друга: так легче рыхлить ил в поисках корма, а иногда кажется, что птицы танцуют. Свое название птицы получили от греческого слова “фламма”, что означает“огонь”.
На обитаемой части земной поверхности уже практически и не существует девственных, нетронутых уголков природы. Сокращается площадь и тех районов, где человеческая деятельность еще позволяет природе сохранить свой более или менее естественный вид.

В различных регионах нашей обширной страны, есть множество типичных ландшафтов, редкие и достопримечательные объекты живой и неживой природы. Они представляют огромную ценность в научном, культурном, познавательном, эстетическом и оздоровительном отношении и требуют государственной охраны.

Многие, даже небольшие, участки девственной природы сохраняют генетический фонд диких животных и растений. Эта основа, позволяющая улучшать селекцию новых пород домашнего скота, восстанавливать численность редких животных и растений.
Легендарного индийского павлина уже давно содержат в садах и парках по всему миру. Побывав в Аскании-Нова, мы также видели эту красивую птицу, она здесь является представителем коренного пернатого населения.

Узнать самца не трудно: такого раскошного оперения, жесткого хохолка на голове и длинного хвостового шлейфа с переливающимися глазчатыми пятнами нет ни у одной птицы. Рост павлина составляет 180-230 см, а вес 2,5-4 кг. Живет всего 10-15 лет. В естественных условиях – многоженец – от двух до 6 самок.
Самки меньше самцов и окрашены в буроватые тона с зеленоватым металлическим блеском. Большую часть года павлины живут группами, состоящими из одного самца и 3-5 самок. После появления птенцов самки остаются с детенышами, а самцы образуют обособленные группы . На утренней и вечерней заре кормятся на открытом месте, остальное время проводят в густом подлеске .
Пищу этих всеядных птиц составляют семена, ягоды, молодые побеги, цветки, беспозвоночные, ящерицы и даже мелкие зверьки. Нередко кормятся они и культурными злаками. Павлины ходят свободно, они уже за несколько лет привыкли к людям и мифически общаются. Походка у них важная и идут как подкрадываются очень осторожно. При входе в зоопарк можно купить перья от павлина.
Пешком идут экскурсанты по зоологическому парку и дендрологическому, самостоятельно или или в сопровождении экскурсовода, вводящего их в мир истории края, самой Аскании, жизни диких животных и растений как у себя на родине, так и в условиях заповедника. Продолжительность этого увлекательного путешествия – 2,5 – 3 часа.


Начинается маршрут как правило в орнитосекции. Уже на первой поляне, покрытой сплошным ковром экзотических цветов, туристов встречает красавец-павлин, распускающий свое раскошное надхвостье перед своими самочками (или на любой сильный стимул). Перед нами проходят картины интимной жизни журавлей, лебедей, казарок, уток. В вольерах ухаживают за самочками разноцветные попугаи и фазаны, а темно-желтые огари опекают своих пушистых птенцов.
Аскания-Нова уникальный островок природы на земле древней Таврии. Вокруг куда не кинь взор,- степь да степь. Стоит сойти снегу как пробужденная земля покрывается нежно-изумрудным ковром разнотравья. Загораются разными красками полевые цветы, а при входе в зоопарк можно увидеть во всей красе цветение тюльпанов.

А во второй половине мая месяца степь становится одним огромным ковром из редких и заповедных растений.

С приходом знойного лета краски начинают медленно блекнуть. Серебро шелковистых метелок ковыля, темная зелень типчика и полыни. Стоит тишина, в которой прослушивается лишь звон кузнечиков да клекот степных орлов.
Впереди можно увидеть широкое озеро. Дорога теряется нем, в его темно-голубой воде. Кажется впереди долгожданная прохлада. Вдруг озеро уходит дальше и дальше. Неуловимый момент- видение и исчезает, словом смытое порывом жаркого лета. Это мираж! Игра степной стихии, нагретого воздуха
Жизнь замечательного заповедника “Аскания-Нова” не замирает никогда, она, естественно, продолжается и в период экскурсионной паузы (с декабря по март). Флора пребывает в ожидании весенних дней, а вся заповедная фауна спокойно преодолевает осенние и зимние сезоны непогоды и суровые порой морозы, усиленные степными ледяными ветрами.

Гостями незамерзающего паркового озера заповедника становятся сотни и тысячи птиц, привлекаемых открытой водой и гостевой провиантской поддержкой. Говорят, что именно в заповеднике находит убежище и надежное пристанище малочисленное пернатое население краснокнижных дроф чуть ли не со всего юга Украины, а лебединое парковое озеро просто превращается в разноцветный плавающий птичий ковер – здесь кормят всех.

Эта зима оказалась трудным испытанием оставшимся на зимовье лебедям и другим водоплавающим птицам. Предполагаем, что многие видели или читали по телевидению и в газетах, как на всех водоемах страны добровольцы помогали им выжить: раскалывали подмерзающие полыньи, приносили и привозили зерно, охраняли от браконьеров, которых никакая мораль не останавливает. И всем же понятно – выжившие птицы воздадут человеку, украшая собой мир и участвуя в сложных экологических цепочках жизни.

Жаль, что не все могут увидеть и птичий зимний базар, и как группируются находящиеся на полусвободном содержании парнокопытные, лошади Пржевальского и зебры возле тракторов с прицепами, подвозящими им сено. И как ежедневно обновляются в водоемах заледеневшие проруби для водопоя животных, как они спасаются от пронизывающего морозного степного ветра за специально поставленными временными укрытиями.
В списке рукотворных чудес Украины заповедник “Аскания-Нова” занимает свое достойное место, и это признают в мировом масштабе: в 1984 году решением Бюро международной организации ЮНЕСКО он внесен в список эталонных территорий планеты и биосферных резерватов, занимающих в настоящее время площадь в 33 000 гектаров – степь (ядро), буферная зона и зона типового землепользования.

Можно сказать, что “Аскания-Нова” по своей мировой значимости и уникальности – это достояние планеты всей, во-первых, как старейший степной биосферный заповедник; во-вторых, как самый масштабный степной заповедник в Европе. На степных просторах заповедника при биологическом разнообразии экосистем произрастает более 500 видов высших растений и более 3000 видов животных.

Пропавшие за последние два столетия на других территориях Евразии такие растения, как ковыль украинский Лессинга, волосистый; тюльпан Шренка, тюльпан скифский, лук Регеля, звездоплодник частуховидный, белльовалия сармат, василек Талиева здесь произрастают как обычные, хотя по сути превратились в эндемики.

Так уж сложилось исторически, что степи Северного Причерноморья только в конце 18 века (с освобождением от власти Турции и Крымского ханства – 1783) и, благодаря государственной инициативе русского царя Николая I, чье правительство приняло решительные меры по ускорению хозяйственного освоения степных просторов Таврического края, стали активно осваиваться русскими помещиками и по особым государевым указам – иностранными.
В 1823 году по такому указу владельцем 48000 десятин земли черноморского побережья становится немецкий герцог Фердинанд Ангальт Кетенский. Это он построил недалеко от селения Чапли поселок для переселенцев из Восточной Германии и ностальгически назвал его “Новая Аскания” в честь своего прусского родового имения “Аскания”.

И через 28 лет малоуспешной деятельности герцог Фердинанд Кетенский продает “Асканию-Нова” перспективному овцеводу Фридриху Фейну. Последний породнился, отдав свою дочь замуж, с опытным животноводом Иоганном Фальцем. Родство подкрепили и соединением фамилий – зять стал Фальцем-Фейном и обладателем около 200000 десятин земли и не менее десяти населенных пунктов, а также многотысячных отар тонкорунных овец. Со временем это стало богатейшим торгово-животноводческим предприятием. В современных Харлах был настоящий морской порт, через который велась оживленная международная торговля.
Вотчина Фальц-Фейнов процветала, но самым главным для нас результатом этой деятельности, за что им и особенно Фридриху Фальц-Фейну заслуженная светлая память и благодарность потомков, это создание в Аскании-Нова парка с экзотическими животными, большого дендрологического парка и заповедание обширного по площади охраняемого участка целинной степи. Но он оказался испорчен пересечением трехкилометровой полосы старой части Чумацкого шляха и других дорог и не смог стать первозданной для заповедания территорией причерноморской степи.
По этой причине в 1898 году выбрали место поближе к экономии и назвали его “Старым”. Именно этот участок и стал первым на территории Украины уникальным заповедным комплексом, заслуженно стяжавшим в ходе своего развития и процветания мировую славу.

Орнитопарк – это часть зоопарка с большими прудами, протоками, островками. Настоящий оазис в степи. В орнитопарке насчитывается более 60 видов птиц: водоплавающих, гнездящихся и перелетных.
Хорошо чувствуют себя здесь гуси, утки, огари, каролинки, лебеди, павлины. Они живут на воле и сооружают гнезда где им захочется, используют корма, которые дает им природа. Однако это не совсем дикие птицы. Их подкармливает человек. Он же охраняет птиц от хищников, вырубает во льду проруби для гусей и уток, устраивает защиту от холодного ветра для фазанов.

Не вдалеке на мелководье расхаживают элегантные фламинго. Они держатся друг около друга: так легче рыхлить ил в поисках корма, а иногда кажется, что птицы танцуют. Свое название птицы получили от греческого слова “фламма”, что означает“огонь”.

На обитаемой части земной поверхности уже практически и не существует девственных, нетронутых уголков природы. Сокращается площадь и тех районов, где человеческая деятельность еще позволяет природе сохранить свой более или менее естественный вид.

В различных регионах нашей обширной страны, есть множество типичных ландшафтов, редкие и достопримечательные объекты живой и неживой природы. Они представляют огромную ценность в научном, культурном, познавательном, эстетическом и оздоровительном отношении и требуют государственной охраны.

Многие, даже небольшие, участки девственной природы сохраняют генетический фонд диких животных и растений. Эта основа, позволяющая улучшать селекцию новых пород домашнего скота, восстанавливать численность редких животных и растений.
Легендарного индийского павлина уже давно содержат в садах и парках по всему миру. Побывав в Аскании-Нова, мы также видели эту красивую птицу, она здесь является представителем коренного пернатого населения.

Узнать самца не трудно: такого раскошного оперения, жесткого хохолка на голове и длинного хвостового шлейфа с переливающимися глазчатыми пятнами нет ни у одной птицы. Рост павлина составляет 180-230 см, а вес 2,5-4 кг. Живет всего 10-15 лет. В естественных условиях – многоженец – от двух до 6 самок.

Самки меньше самцов и окрашены в буроватые тона с зеленоватым металлическим блеском. Большую часть года павлины живут группами, состоящими из одного самца и 3-5 самок. После появления птенцов самки остаются с детенышами, а самцы образуют обособленные группы . На утренней и вечерней заре кормятся на открытом месте, остальное время проводят в густом подлеске .
Пищу этих всеядных птиц составляют семена, ягоды, молодые побеги, цветки, беспозвоночные, ящерицы и даже мелкие зверьки. Нередко кормятся они и культурными злаками. Павлины ходят свободно, они уже за несколько лет привыкли к людям и мифически общаются. Походка у них важная и идут как подкрадываются очень осторожно. При входе в зоопарк можно купить перья от павлина.
Комментариев нет:
Отправить комментарий